КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ

КРЫМСКИЕ
МОРСКИЕ ПОРТЫ

Государственное
унитарное предприятие
Республики Крым

наб. им.Терешковой, д.28, пом. 2,3,4, г. Евпатория, Республика Крым, РФ, 297402

Пн. - Чт. с 8:00 до 17:00

84157 1 048 08/05/2020

Феодосийский порт во время Великой Отечественной войны

 

Развязанная фашистской Германией война прервала мирный труд феодосийских портовиков. На рассвете 23 июня фашистские стервятники обрушили свой смертоносный груз на морской порт Феодосии.

В первый же день в Феодосии, как и во всех городах Крыма, было введено военное положение. Во многих сердцах вспыхнуло страстное желание вступить в борьбу с врагом. Началась мобилизация. Из Феодосийского порта ушли на фронт лучшие труженики, кадровые рабочие, судоводители, механики, радисты.

Ушли молодые и бывалые моряки: Г. Васякин, К. Иванов, И. Рогоза,   Г. Руденко, Х. Байрамов, Л. Транцев, Е. Мацкин, Д. Безнедельный,                 В. Соколов, Н. Виноградов, Т. Коломиец, А. Андрианов, Л. Мойсеенко и многие другие. Оставшиеся рабочие и служащие портовики рыли окопы, нагружали корабли имуществом и оборудованием, отправляемым в эвакуацию, и после бомбежек тушили пожары.

Морской порт стал центром эвакуации станков и оборудования фабрик и заводов, культурных ценностей, прибывавших по железной дороге. Требовалась большая сноровка и осторожность портовиков при погрузке, как правило, неупакованного ценного оборудования, чтобы оно сохранилось в пути в глубокий тыл.

Одновременно эвакуировались госпитали и гражданское население, убывающее вместе со своими заводами и фабриками. На палубах груженых судов и в каютах команды устраивались женщины и дети. Под бомбежкой фашистов суда отчаливали и выходили из порта, и на их место спешили под погрузку другие, которые направлялись в города Кавказского побережья – Новороссийск и Туапсе.

В начале августа 1941 года Государственный комитет обороны приказал Черноморскому пароходству эвакуировать из портов Крыма 400 тысяч тонн зерна. Немалая доля этого зерна находилась в Феодосийском порту. Сухогрузных судов не хватало, и по инициативе феодосийских портовиков взамен были применены нефтеналивные суда, танки которых быстро очищались и заполнялись зерном. Более двух месяцев продолжалась эвакуация 56 тысяч тонн пшеницы. Опыт Феодосийских портовиков по перевозке зерна танкерами впоследствии получил применение не только в нашей стране, но и за рубежом.

26-30 декабря в порту Феодосии был высажен крупный десант Красной Армии. На три недели город вновь стал советским. 18 января 1942 город был вновь занят немецкими войсками.

Окончательно Феодосия была освобождена 13 апреля 1944 года в ходе общего наступления Красной Армии.

Сразу же после освобождения Феодосии в порт прибыла оперативная  группа под руководством главного инженера порта Н.П. Пугина. Группа получила задание срочно организовать восстановительные работы в порту, т.к. состояние портовых сооружений было удручающим.

Спустя 15-20 дней  после освобождения Феодосии в порту уже работало две электростанции, частично восстановлены причалы, которые стали принимать суда с осадкой до 15 футов, а еще через 15 дней порт  принимал такие же суда, как до войны.

Не только самоотверженным трудом крепили мощь страны феодосийские портовики. В фонд обороны на строительство танковой колонны «Крымский партизан» в мае 1944 года  были переданы личные сбережения портовиков на общую сумму 23 тыс. рублей.

Поделиться:
Оценить:

Последние новости