КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ

КРЫМСКИЕ
МОРСКИЕ ПОРТЫ

Государственное
унитарное предприятие
Республики Крым

г. Керчь, ул. Свердлова, 49

Пн. - Чт. с 8:00 до 17:00

99 0 22/09/2020

ФЕОДОСИЙСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ 125 ЛЕТ

        22 сентября 2020 года  филиал ГУП РК «КМП» «Феодосийский торговый порт» празднует своё 125-летие. Прошло больше века с тех пор, как были закончены строительством работы по углублению чаши порта, сооружению двух бетонных молов, набережной и складов.

      В истории Феодосии порт был известен очень давно. По свидетельству древнегреческого оратора Демосфена, он был построен Боспорским архонтом Левконом. Порт Феодосия, по словам моряков, «ничуть не хуже Боспора (Пантикапея). Здесь Левкон даровал нам, «грекам», беспошлинность»…  Это было в конце четвертого века до нашей эры.

        Причалы порта тогда были построены на деревянных сваях из ливанского кедра и крымской сосны, остатки которых встречаются еще до сих пор, а при определенном ветре даже видно направление этих молов. В разные века порт Феодосии выглядел по-разному. Было время, когда он вмещал в себя до двухсот кораблей. Потом, после разрушительных войн, он приходил в упадок. Но всегда судьба Феодосии была неразрывно связана с судьбой порта. В современных границах морской порт в основном сформировался в конце 19 века. Датой его открытия считается 22 сентября 1895 года.                                               

     Для того чтобы началось строительство современного порта в 1891 году, много сил и энергии затратил наш великий земляк И.К. Айвазовский. С помощью столичной прессы он добился того, чтобы строительство порта велось именно в Феодосии. Руководил строительством крупный подрядчик Н.М. Шевцов. За три года было возведено два бетонных мола, отсыпано и одето в камень 600 метров набережной, забито для укрепления сооружений свыше двух тысяч свай, уложено около 100 тысяч кубометров камня, облицовано 40 тысяч квадратных метров кладки, построено 26 полуциркульных гофрированных амбаров для хранения трех миллионов пудов зерна.

        Порт строили вручную тысячи рабочих, пришедших из разных городов России. Главным специалистом по строительству был известный ученый и краевед, автор нескольких книг о древнем Крыме А.Л. Бертье – Делагард.

     С вводом упомянутых сооружений в 1895 году за Феодосийским портом окончательно закрепилось значение  основного «хлебного» порта на юге России. Одним из портовых грузчиков здесь работал знаменитый борец, впоследствии чемпион мира по борьбе, заслуженный мастер спорта Иван Максимович Поддубный.

     С подъемом революционного движения большую роль в преображении города сыграли портовики. Первый в городе совет рабочих и солдатских депутатов был создан под руководством портовика  В.С. Карцева. Активное участие портовиков в установлении советской власти в городе, а также их трудовой героизм во время голода в 1921-22 годах послужили тому. что порт  первым в городе был награжден орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. Значительно вырос порт в годы восстановления и строительства после гражданской войны.

     Порт дал и первого в Крыму Героя Труда. В 1928 году это почетное звание было присвоено участнику гражданской войны, грузчику Х.Ш. Вишнякову, который 28 лет проработал в Феодосийском порту. В 1932 году он вторично был отмечен  званием Героя Труда.

    Особенно отличились портовики в грозные годы Великой Отечественной войны, когда половина портовиков ушла  на борьбу с фашизмом и полегла в боях за Родину. Всем крымчанам хорошо известно имя Почетного гражданина Феодосии бывшего портовика И.С. Мокроуса. В годы Великой Отечественной войны Иван Степанович командовал одним из отрядов партизан. В дни оккупации Крыма в рядах партизан сражались начальник радиостанции порта И. Коваль, матросы М. Асташенко, Е. Лефтеров, Петр и Григорий Ивановы и другие портовики.

       В новейшей своей истории деятельность порта определялась социальными, экономическими, внешнеполитическими условиями жизни как регионов, так и государства в целом.

      К 2000 году в основном была реконструирована береговая инфраструктура порта, возрос его технический потенциал, внедрены новые технологические разработки, улучшены санитарно-бытовые условия портовиков, вложены значительные средства в мероприятия по охране труда.

    С началом нового столетия главное внимание было уделено вопросам технического развития «морских» средств, обеспечивающих прием, обработку и обслуживание крупнотоннажного флота, сначала танкерного, а затем сухогрузного, решение организационно-технических вопросов обеспечения безопасности судоходства в соответствии с международными правилами.

       И главным фундаментом надежности и стабильности предприятия являются его труженики: докеры, моряки портового флота, инженерно-технические работники, служащие, главные специалисты порта и работники всех подразделений  многогранного и многофункционального, пусть и не очень крупного, но славного своей историей коллектива Феодосийского торгового порта.

 

      Руководство ГУП РК «Крымские морские порты» поздравляет коллектив Феодосийского торгового порта с днём рождения предприятия!

В этот юбилейный год желаем больших достижений и успешного выполнения поставленных задач, крепкого здоровья, свежих сил и энергии!

Поделиться:
Оценить:

Последние новости