Государственное
унитарное предприятие
Республики Крым
наб. им.Терешковой, д.28, пом. 2,3,4, г. Евпатория, Республика Крым, РФ, 297402
Пн. - Чт. с 8:00 до 17:00
Даже в первый день войны люди не верили в случившееся, переспрашивали, переговаривались. А война уже диктовала свои суровые законы, создала грозные, жесткие условия. Порт продолжал работать.
Так же разгружались и грузились морские суда. Дополнительно к грузовым операциям грузчики, рабочие мастерских совместно с командами судов устанавливали на главной палубе оборудование для зенитных пулеметов и пушек для защиты от фашистской авиации и подводных лодок. Работникам ремонтно-строительного участка пришлось освоить новые специальности – изготовление боновых заграждений от подводных лодок, затем установка их на Керчь-Еникальском канале. Морякам портового флота пришлось решить теоретически и построить практически из старых плашкоутов, шаланд и просто плавучих емкостей паромы, площадки для перевозки эвакуируемого скота. И таких ситуаций было очень много, возникали они неожиданно, но портовикам даже в голову не приходило, что выполнить это невозможно. Все знали – сделать нужно. Не замечали постоянную смену состава бригад, экипажей судов. Уходили на фронт здоровые, сильные мужчины. Приходили старики, женщины, зеленая молодежь. Около 500 портовиков были призваны на защиту Родины. В 1941 году деятельностью порта руководили: начальник порта Карпов Федор Андреевич, главный инженер Михайлик Иван Лазаревич, заместитель начальника порта Маранценбаум Соломон Маркович, диспетчер погрузучастка Стибулис М.П., диспетчер порта Маркевич М.А. В тот период порт руководил погрузо-разгрузочными операциями на Широком, Генуэзском молах, пирсе завода им. Войкова и причалах Камыш-Бурунского порта.
Все огни на берегу и каналах были потушены. Плавание в бухте и по проливу осуществлялось в сложнейших условиях, а судоходство усилилось.
Лоцманы Масоха В.Н., Жеманов И.С., Котов Ф.Д. обеспечивали лоцманскую проводку судов по каналу, а капитаны судов портового флота Мирошников и Шейко обеспечивали работу портового флота и внутрипортовые операции.
18 августа 1941 года порт в первый раз подвергся бомбардировке. Во время первой бомбардировки была убита оператор порта Щерба Маруся. Порт получил сильное повреждение, 2 крана «Январец» были сброшены в море.
Группа работников погрузучастка и диспетчерской порта 24 сентября 1937 года. Первый ряд (слева направо): Маркевич М.А. - диспетчер порта, Киселев А.Н. – главный диспетчер, Сендецкий А.Т. - начальник коммерческого отдела, Толстиха - прораб порта. Второй ряд: Стибулис М.М. - диспетчер участка, Флятченко Н. - диспетчер, Серенчук А.Ф. - прораб, начальник портопункта Тамань, неизвестный - молодой специалист, Томашкин А.Т.-прораб.
Разрушения были быстро устранены, и порт продолжал работать. Рабочие порта устанавливают изготовленные в порту боновые заграждения между мысом Белый и косой Тузла, устраиваются временные пирсы в Малой бухте и на косе Чушка. Всего на косе Чушка было построено 13 пирсов.
16 ноября 1941 года Керченский полуостров, город и порт захвачены фашистами. Службы порта, портовый флот, управление порта эвакуированы в портопункт Тамань. Погрузка раненых бойцов на последние суда производилась под артиллерийским и минометным обстрелом. Перегруженные суда садились на мель в проливе. У оконечности косы Чушка сел на мель сейнер с эвакуированными медицинскими работниками, т/х «Горняк» с боеприпасами, буксир «Силин» с ранеными и другие суда. Весь пролив усеян шлюпками, плотами и плавающими предметами с людьми и ранеными бойцами. Шлюпками снимались с аварийных судов люди и грузы, перевозились на косу. А ночью снимались с мелей и сами суда. Керченский порт продолжал жить и трудиться в своих портопунктах Тамань и Сенная. Авиация противника совершала постоянные налеты на Тамань. Во время одного из налетов авиабомба попала в щель, где укрылся диспетчер погрузучастка Стибулис М.П.
В ночь 26 декабря 1941 года лоцманы Керченского порта осуществляли проводку десантных судов с войсками и вооружением в Керчь к Камыш-Буруну, Еникале, мысу Зюк. В этой операции принимали участие лоцман Масоха В.Н. и капитан Мирошников П.И. Город и порт были освобождены от немецких захватчиков. Вновь возобновились тяжелые будни порта по выполнению перевозок грузов защитникам Керченского полуострова. Ввиду ранения начальника порта Карпова Ф.А. в феврале 1942 года начальником порта был назначен Полковский Андрей Сергеевич.
А пока перед портом ставится задача: в тесном сотрудничестве с железнодорожниками разгрузить у пирса завода им. Войкова док с 10 паровозами и 40 вагонами. Опасными были условия морской буксировки груженого дока от Новороссийска до Керчи. Не менее сложной и опасной была разгрузка этого дока под непрекращающимися налетами злобствующих фашистов. 11 марта 1942 года док пришвартовался к пирсу. Паровозы и вагоны разгружены, док уведен. В мае через порт началась вторая эвакуация с Керченского полуострова. Камыш-Бурун был отрезан немцами от города, поэтому связь и сообщение Камыш-Бурунских причалов с Широким и Генуэзским молом осуществлялись только катерами.
Много затерялось во времени эпизодов личного и массового героизма наших воинов во время Отечественной войны. Не производились съемки и фотографирование действий десанта морской пехоты в холодную январскую ночь 1944 года. Скупы военные сообщения.
Но портовики гордятся, что в ночь с 22 на 23 января 1944 года лоцман порта Букша Федор Лукич вел к Широкому молу группу кораблей с десантом. Первыми в порту высадились моряки-десантники 393 и 369 отдельных батальонов морской пехоты, 369 батальон высаживался прямо на Широкий мол, а 393 – между молом и оградительным волноломом. Вторым эшелоном в порту должен был высаживаться 1133 стрелковый полк 399 стрелковой дивизии. В других десантах в числе первых высаживался в порту лейтенант Владимир Сморжевский, он водрузил в порту флаг, но погиб от пули снайпера. Первыми высаживались и Герои Советского Союза старшина мотобота Емельяненко А.Д., старшина второй статьи Елизаров А.А., а также старший матрос Алексей Нестеренко, матрос Король, старшина Михеев. Нелегкая это задача – доставить десант.
Участвовали в освобождении Керчи Гаевский Е.С., Игнатов С.А., ранее также работавшие в порту. Восстановление служб порта началось на Генуэзском молу. Там находились мастерские, конный двор, административные службы, заправка, материальный склад. Формировались бригады грузчиков. Бригадирами были Паршин И.Т., Ковтуненко Н.Е., Костин В. Бригадирами слесарей - Маковский Б.С., Венскевич. Механик Панкевич Г.Ф. и шофер Базь И.Д. из металлолома восстановили автомашину, трактор. Приступили к расчистке и восстановлению Широкого мола. Механизацию и мастерские возглавил Крутиков В., отдел кадров - Нога, отдел снабжения - Субботин В.А. Руководил восстановительными работами главный инженер Михайлик И.Л., Ефименко Н.И. отвечал за забивку свай деревянной оторочки к Широкому молу. Только таким путем возможно было в кратчайшие сроки начать прием судов. С 1944 года в порту начали работать Николаенко И.Г., Империди Ю.Н., Рожченко И.А., Гладков Д.В. В 1945-48 годах прибыли Залозная В.А., Селиванов В.Г., Никульченко А.В., Некраха Г.Ф.. Вишневский И.П., Ровков А.Н., Нечипорук Т.Я., Гнидин Алексей Васильевич. В числе других эти работники принимали участие в восстановлении разрушенного порта.
В ближайшее время наш специалист
свяжется с вами