КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ

КРЫМСКИЕ
МОРСКИЕ ПОРТЫ

Государственное
унитарное предприятие
Республики Крым

г. Керчь, ул. Свердлова, 49

Пн. - Чт. с 8:00 до 17:00

65 0 05/05/2022

Крымские порты в годы Великой Отечественной войны

 

Победа в Великой Отечественной войне – подвиг и слава нашего народа. Стойкость, мужество и самоотверженность старшего поколения на полях сражений и на трудовом фронте во имя победы над фашизмом – истинный пример патриотизма. Обязанность нынешних поколений – бережно хранить и защищать историческую память, воспитывая у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за героические страницы нашей истории.

 

Керченский торговый порт

 

Даже в первый день войны люди не верили в случившееся, переспрашивали, переговаривались. А война уже диктовала свои суровые законы, создала грозные, жесткие условия. Порт продолжал работать.

 

ктп

 

Так же разгружались и грузились морские суда. Дополнительно к грузовым операциям грузчики, рабочие мастерских совместно с командами судов устанавливали на главной палубе оборудование для зенитных пулеметов и пушек для защиты от фашистской авиации и подводных лодок. Работникам ремонтно-строительного участка пришлось освоить новые специальности – изготовление боновых заграждений от подводных лодок, затем установка их на Керчь-Еникальском канале. Морякам портового флота пришлось решить теоретически и построить практически из старых плашкоутов, шаланд и просто плавучих емкостей паромы, площадки для перевозки эвакуируемого скота.

 

18 августа 1941 года порт в первый раз подвергся бомбардировке. Порт получил сильное повреждение, 2 крана «Январец» были сброшены в море.

16 ноября 1941 года Керченский полуостров, город и порт захвачены фашистами. В ночь 26 декабря 1941 года лоцманы Керченского порта осуществляли проводку десантных судов с войсками и вооружением в Керчь к Камыш-Буруну, Еникале, мысу Зюк.

 

Портовики гордятся, что в ночь с 22 на 23 января 1944 года лоцман порта Букша Федор Лукич вел к Широкому молу группу кораблей с десантом.

Восстановление служб порта началось на Генуэзском молу. Там находились мастерские, конный двор, административные службы, заправка, материальный склад. Формировались бригады грузчиков.

 

Механики из металлолома восстановили автомашину, трактор. Приступили к расчистке и восстановлению Широкого мола. Инженеры отвечали за забивку свай деревянной оторочки к Широкому молу. Только таким путем возможно было в кратчайшие сроки начать прием судов.

 

Феодосийский торговый порт

 

Развязанная фашистской Германией война прервала мирный труд феодосийских портовиков. На рассвете 23 июня фашистские стервятники обрушили свой смертоносный груз на морской порт Феодосии.

 

В первый же день в Феодосии, как и во всех городах Крыма, было введено военное положение. Во многих сердцах вспыхнуло страстное желание вступить в борьбу с врагом. Началась мобилизация. Из Феодосийского порта ушли на фронт лучшие труженики, кадровые рабочие, судоводители, механики, радисты.

Морской порт стал центром эвакуации станков и оборудования фабрик и заводов, культурных ценностей, прибывавших по железной дороге.

 

 

В начале августа 1941 года Государственный комитет обороны приказал Черноморскому пароходству эвакуировать из портов Крыма 400 тысяч тонн зерна. Немалая доля этого зерна находилась в Феодосийском порту. Сухогрузных судов не хватало, и по инициативе феодосийских портовиков взамен были применены нефтеналивные суда, танки которых быстро очищались и заполнялись зерном. Более двух месяцев продолжалась эвакуация 56 тысяч тонн пшеницы. Опыт Феодосийских портовиков по перевозке зерна танкерами впоследствии получил применение не только в нашей стране, но и за рубежом.

Спустя 15-20 дней  после освобождения Феодосии в порту уже работало две электростанции, частично восстановлены причалы, которые стали принимать суда с осадкой до 15 футов, а еще через 15 дней порт  принимал такие же суда, как до войны.

 

Евпаторийский торговый порт

 

Евпатория была оккупирована 31 октября 1941 года. За время 29-месячной оккупации немецко-фашистские захватчики принесли колоссальный урон Евпатории и Евпаторийскому порту.

 

 

Были разрушены здание управления, морского вокзала, пакгаузы. Пассажирская и хлебная пристани полностью разрушены. Портовый флот был угнан или уничтожен.

 

С первых дней войны многие работники порта ушли на защиту Родины в действующую армию и на строительство оборонительных рубежей.   

 

Буксирные суда Евпаторийского портового флота «Турист» и «Курортник» в течение всей героической обороны Севастополя несли там нелегкую службу под обстрелом врага, а затем поддерживали коммуникации наших войск у Туапсе и Новороссийска.

 

Вследствие недостатка рабочей силы, материалов, порт, по существу, был бездействующим до 1947 года, когда были возвращены буксиры «Турист» и «Курортник». 11 августа 1947 г. возобновился заход в Евпаторию теплоходов Крымско-Кавказской линии. К 1950 году Евпаторийский порт был полностью восстановлен.

 

Ялтинский торговый порт

 

Великая отечественная война и период оккупации нанесли Ялтинскому порту громадный ущерб.