Государственное
унитарное предприятие
Республики Крым
наб. им.Терешковой, д.28, пом. 2,3,4, г. Евпатория, Республика Крым, РФ, 297402
Пн. - Чт. с 8:00 до 17:00
В Черном море в районе горы Опук есть скалы под названием Корабль-Камень (Эльчан-Кая) похожие на два парусника.
Эти скалы стали молчаливыми свидетелями трагического события, которое произошло здесь, между Керчью и Феодосией, во время Великой Отечественной войны. И сейчас, спустя почти 80 лет, корабли, приближающиеся к скалам Эльчан-Кая, или как сейчас их называют, Корабль-Камень, встречает и провожает путеводное мерцание установленного здесь огня, являющегося как бы вечным памятником двум героям – лейтенантам, ценой своей жизни способствовавших успеху Керченско-Феодосийской десантной операции – самой крупной морской десантной операции в истории Великой Отечественной войны по количеству задействованных в ней сил и средств.
В конце ноября 1941 года Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение: с целью ликвидации угрозы вторжения немецко-фашистских войск на Северный Кавказ, оказания помощи осажденному Севастополю и создания условий для освобождения Крыма осуществить крупную десантную операцию – Керченско-Феодосийскую.
Одним из этапов операции была высадка десанта в порту Феодосии и важное место в осуществлении этого замысла командования отводилось гидрографам. Им предписывалось одними из первых ворваться в Феодосийский порт и зажечь огонь маяка, чтобы показать путь остальным кораблям, а также обозначить на молах и причалах места для швартовки судов.
Кроме того, высадка крупных сил десанта должна была производиться в Феодосии в период осенне-зимних штормов с больших надводных кораблей на территорию, отлично защищенную врагом. Крупные корабли могли войти в порт только по фарватеру. До войны им путь указывал Ильинский и другие маяки. В боевых условиях их должны были заменить подводные лодки в надводном положении с включенными прожекторами, выставляемые гидрографами портативные светящие буи, а также огонь на Эльчан-Кае, который должен был обеспечить возможность перехода большого числа кораблей и транспортов к Феодосийскому заливу.
Разработка и руководство операцией было поручено начальнику Гидрографического отдела Черноморского флота капитану 2 ранга А.В. Солодунову. Была тщательно разработана операция, изучен район, подобран состав десанта, подготовлено навигационное оборудование.
Задача по установке навигационного огня на скалах Эльчан-Кая была поставлена начальнику части навигационного оборудования Новороссийского района гидрографической службы лейтенанту В.Е. Моспан.
И вот уже подводная лодка двинулась по направлению к Эльчан-Кая. Перед высадкой лейтенант В.Е. Моспан зашел к трем краснофлотцам, которые должны были идти с ним на задание, но оказалось, что моряки укачались. Что делать? И тут на помощь пришел его товарищ, лейтенант Д.Г. Выжулл, производитель работ маневренной гидрографической партии, обеспечивающий на подводной лодке ориентацию ее прожектора. Демьян Выжулл понимал: «Одному Владимиру физически не справиться с заданием!».
Из-за штормовой погоды и опасностей подводная лодка подойти близко к скале не могла. Офицеры погрузили в тузик (лёгкая двухвесельная лодка с одним гребцом) необходимое оборудование и сами отправились к скале.
В эту декабрьскую ночь 41-го, казалось, все вокруг было подернуто ледяной паутиной – море, скалы. Обжигающий холодом штормовой ветер, вздымая волны, бросал их на берег, и они с ревом обрушивались на него. В этих нелегких условиях и суждено было осуществить порученное гидрографам дело.
Как события разворачивались дальше, рассказать никто не сможет – очевидцев нет, но поставленная задача была выполнена. Моряки гидрографы установили на вершине 20 метровой отвесной скалы ацетиленовый фонарь и баллоны с газом, и путеводная световая нить связала этот своеобразный маяк с нашими кораблями, готовыми в бой.
Скалы Эльчан-Кая (Корабль-Камень)/
А гидрографы? Какова их дальнейшая судьба?
Высадив лейтенантов, подводная лодка, услышав шум моторов вражеского самолета, вынуждена была уйти. Вернулась она обратно с запозданием. Офицеров на скале уже не было, а их поиски не увенчались успехом.
Судьба моряков несколько прояснилась только после окончания Великой Отечественной войны. Из воспоминаний бывшего заместителя начальника Гидрографического отдела Черноморского флота капитана 1 ранга в отставке Н.Е. Седова: «Расследовавший обстоятельства гибели лейтенантов Владимира Моспана и Демьяна Выжулла, Н. Евстегнеев доносил (со слов рабочего рыбного промысла) следующее: 28 декабря 1941 года из кордона противника у горы Опук отходил в море катер, который привез двух моряков. Один был мертв, другой еще живой, но весь израненный. Обоих фашисты бросили на берегу под охраной часового. Утром моряков на месте не оказалось, виднелись лишь кровавые пятна».
По другой версии, которая основана на утверждении моряков одного из кораблей, доставлявших в Феодосию подкрепление, и видевших в море полузатопленный тузик, прошитый пулеметными очередями, герои погибли в море.
Так почти восемьдесят лет хранит свою тайну Эльчан-Кая о подвиге черноморцев гидрографов Д.Г. Выжулл и В.Е. Моспан, сыновей украинского и молдавского народов.
В память морякам гидрографам 10 июня 1946 года на скале Эльчан-Кая на высоте 25 м от уровня моря был выставлен навигационный знак в виде четырехгранной усеченной пирамиды и зажжен огонь белого цвета с дальностью видимости 10 миль.
В 1958 году вместо огня на скале в 1,9 кабельтовых к югу от скал Корабль-Камень был установлен буй, которому было присвоено название «Эльчан-Кая светящий буй северный», который по настоящее время указывает мореплавателям безопасный курс и напоминает о подвигах моряков черноморцев в годы Великой Отечественной войны.
В каком месте — моря или суши – покоится прах офицеров-гидрографов, неизвестно. Но об их подвиге знали. Потому и был поставлен памятник на Опуке, который долгие годы оставался безымянным. И только в 2010 году на памятник поместили памятную табличку с описанием подвига героев-гидрографов
В ближайшее время наш специалист
свяжется с вами