КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ

КРЫМСКИЕ
МОРСКИЕ ПОРТЫ

Государственное
унитарное предприятие
Республики Крым

г. Керчь, ул. Свердлова, 49

Пн. - Чт. с 8:00 до 17:00

151 0 08/05/2020

Ялтинский торговый порт в годы Великой Отечественной войны

 

Великая отечественная война и период оккупации нанесли Ялтинскому порту громадный ущерб.

 

В порту было уничтожено складское хозяйство, разрушено здание управления порта, морской вокзал, радиостанция, амбулатория, механические мастерские, гараж порта, все причалы в количестве 6 единиц, другие сооружения, в результате взрыва образовался огромный пролом в стенке мола. На дне бухты 14 затонувших судов, множество неразорвавшихся бомб и снарядов.

 

Многие работники порта уже в июне 1941 года были призваны в ряды Советской армии и были участниками Великой Отечественной войны.

 

Старшие по возрасту работники порта ушли в истребительные батальоны и партизанские отряды. Но не все вернулись к мирной жизни, лучшие люди отдали жизнь за свою Родину, из них:

 

Дорошенко Петр Леонтьевич

Расторгуев Иван Емельянович

Черных Семен Андреевич

Серебряков Анатолий Иванович

Орехов Дмитрий Яковлевич

Олиевский Василий Игнатьевич

Пяткин Петр Яковлевич

Шкутов Никита Яковлевич

Фокин Александр Григорьевич

Зинченко Остап Евменович

Жиленков Федор Андреевич.

Клименко Владимир Гордеевич

Базнян Вартан Адамович

Сытник Константин Николаевич

Сергейчик Алексей Павлович

Казарьян Георгий Арсентьевич

Зайонц Алексей Антонович

Мандырка Николай Прокофьевич

Шевченко Антон Савельевич

Чертов Василий Семенович

Ищук Михал Терентьевич

Пожидаев Алескандр Акимович

Скиданов Федор Архипович.       

 

4 судна т/х «П. Лукомский», т/х «Курортник», т/х «Дооб» и «м/к 7» в июне 1941 были мобилизованы и переданы военным организациям. Остальной портовый флот был затоплен и разрушен. Размер нанесенного ущерба порту выражался в сумме 11 млн. рублей.

 

Уже через неделю после освобождения города (16 апреля 1944 г.) остававшиеся в оккупации и вернувшиеся портовики начали восстановительные работы. Работали своими инструментами, сами находили стройматериалы, собрали бетономешалку, восстановили 2-3 причалы (сейчас причал № 1). Велась активная очистка акватории.

Уже до 1944 года грузооборот порта составил 4 890 тонн, а пассажирооборот 7 500 человек.

 

В 1944 году силами коллектива был поднят со дна моря мотобот № 14 и уже 22 декабря 1944 года был введен в эксплуатацию.

 

Силами порта был введен (восстановлен) в эксплуатацию трофейный гусеничный кран, который обслуживал в основном строительные бригады и перегрузил 1 478 тонн груза.

Порт имел одну лошадь, которая обслуживала исключительно строительные бригады, восстанавливающие порт и за 1944 год она перевезла 503 тонны груза.

Была собрана грузовая автомашина, грузоподъемностью 1,5 тонны.

 

К началу проведения Крымской Конференции в Ливадии (февраль 1945 г.) были приготовлены портовые сооружения. В 1945 г. порт перевез 1800 т грузов и 6700 пассажиров, была открыта регулярная Крымско-Кавказская пассажирская линия.

Самоотверженный труд, сплоченность, взаимопомощь и взаимозаменяемость портовиков тех лет положили начало созданию мощного коллектива высококвалифицированных специалистов, начало преемственности поколений портовиков, дети и внуки которых по сей день трудятся в Ялтинском порту.

Поделиться:
Оценить:

Последние новости