КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ

КРЫМСКИЕ
МОРСКИЕ ПОРТЫ

Государственное
унитарное предприятие
Республики Крым

наб. им.Терешковой, д.28, пом. 2,3,4, г. Евпатория, Республика Крым, РФ, 297402

Пн. - Чт. с 8:00 до 17:00

9606 11 14/08/2020

ЯЛТИНСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ 187 ЛЕТ

 

Ялта – туристическая столица Крыма. Город известен с середины XII века под названием Джалита. Кроме развитой туристической индустрии (гостиницы, специализированные санатории, пансионаты), Ялта славится винодельческим предприятием «Массандра», дворцами-резиденциями русских царей и знати, уникальным ботаническим садом в Никите, живописным замком «Ласточкино гнездо» и т.д. По количеству достопримечательностей Ялта занимает первое место в Крыму и по праву считается летней политической столицей Крыма.

 

Ялтинский торговый порт – одно из первых предприятий, функционировавшее, когда Ялта не имела еще статуса города.

 

Во времена Крымского ханства деревня Ялты представляла собой местечко, к причалам которого швартовались рыбачьи лодки, баркасы; эти причалы разбивались волнами, и их приходилось восстанавливать после каждого шторма.  После присоединения Крыма к Российской империи встал вопрос об экономической связи южнобережья Крыма с  Россией. Главным препятствием было бездорожье и отсутствие портов-убежищ от Феодосии до Балаклавы. По инициативе генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабской губернии графа М.С. Воронцова в Ялте начинается строительство каменного мола.

 

1 августа (14 августа по новому стилю) 1833 г. в торжественной обстановке был заложен первый каменный блок в «корень будущего мола каменного». Этот день считается днем рождения Ялтинского порта. Строительство порта заканчивается в 1837 г. Начинается бурный рост поселка вокруг порта. Увеличивается население, возводятся каменные дома, прокладываются дороги. Указом императора Николая I от 23 марта (4 апреля) Ялте присваивается статус уездного города. Благодатный климат, теплое море, уникальная природа привлекают российскую аристократию, богатых купцов. В городе появляются роскошные особняки, вдоль побережья возводятся замечательные дворцы и усадьбы, открываются пансионаты, лечебницы. Ялта постепенно становится модным аристократическим курортом. В порту кипит бурная деятельность, приходят десятки парусных и паровых судов, яхт. Дважды еще штормы разрушали молы порта, пока в 1887 г. не приступили к строительству капитального каменного мола и набережной под общим руководством инженер-генерал-майора в отставке, гидростроителя, замечательного краеведа, жителя Ялты Александра Львовича Бертье-Делагарда. Строительство продолжалось до 1890 г. Впоследствии, опять под руководством А. Л. Бертье-Делагарда, мол и набережная города были удлинены, количество причалов увеличено, порт и город приобретают знакомый нам вид. В курортный сезон в своих дворцах отдыхают император и члены его семьи, родовитые аристократы. Набережная заполняется нарядно одетыми дамами и господами, видны знакомые всем лица. Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Бунин, Леонид Андреев, Игорь Северянин, Константин Бальмонт… Знаменитые художники запечатлевают на холстах пароходы в гавани и чаек над ними, уголки южной природы…

 

Первая мировая, гражданская война, разруха… Портовое хозяйство разрушено, нет ни судов, ни другого транспорта. Создаются постоянные бригады грузчиков. Они своими силами ремонтируют причалы, восстанавливают разрушенные здания. Открываются регулярные сообщения между портопунктами Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, проводится чистка акватории. В 1933 г. на местных линиях на двух катерах порта «Алушта» и «Гурзуф» было перевезено за курортный сезон 28 тысяч пассажиров. Строится морской вокзал дальнего следования. Порт и город, как и вся страна, постепенно возрождаются к новой жизни. Строятся десятки санаториев, дворцы превращаются в здравницы и музеи, по набережной снова гуляют нарядно одетые люди, среди них знаменитые писатели, поэты, художники. Со всех концов страны приезжают каждый год на курорт сотни тысяч отпускников.

Великая отечественная война и период оккупации нанесли порту громадный ущерб. Но уже через неделю после освобождения города (16 апреля 1944 г.) остававшиеся в оккупации и вернувшиеся портовики начали восстановительные работы. К началу проведения Крымской Конференции в Ливадии (февраль 1945 г.) были приготовлены портовые сооружения. В 1945 г. порт перевез 1800 т грузов и 6700 пассажиров, была открыта регулярная Крымско-Кавказская пассажирская линия.

Самоотверженный труд, сплоченность, взаимопомощь и взаимозаменяемость портовиков тех лет положили начало созданию мощного коллектива высококвалифицированных специалистов, начало преемственности поколений портовиков, дети и внуки которых по сей день трудятся в Ялтинском порту.

 

 

Руководство ГУП РК «Крымские морские порты» искренне поздравляет коллектив Ялтинского торгового порта с Днём рождения предприятия!

 

Впереди у нас много сложных и ответственных рубежей. И, несмотря на множество проблем, высокий профессионализм сотрудников и преданность своей работе позволят преодолеть все трудности!

 

От всей души желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия, новых успехов в труде. Пусть ваш профессионализм, воля к победе и энергия служат залогом неизменного движения вперед!

Поделиться:
Оценить:

Последние новости